[На главную] [Чтение]

Чтение

Предполагается, что ребенок знает буквы алфавита и без труда может их назвать от А до Я. Но есть затруднения во время чтения некоторых слов, ребенок "глотает" окончания, зеркалирует, искажает, каверкает, пропускает слова. Темп чтения неравномерный. Согласно Дейвису, большинство слов имеют вполне конкретную ассоциацию или изображение, например: кот - , красный, бегать - . Но есть такие слова, которые не имеют образа, к ним относятся все предлоги, местоимения, частицы, вопросительные слова. Их Дейвис называет пускателями дезориентации. Именно этим словам в первую очередь нужно создать пластилиновый образ. Просто запишите все проблемные слова, пока ребенок читает вслух. С этих слов и начните. Примеры освоения символов и понятий.

Осваиваем слова
Выберите из словаря Дейвиса слово, с которым у ребенка есть затруднения, например: «он». Обсудите с ребенком, как он себе представляет значение этого слова, выясните не связано ли это слово у ребенка с каким либо отрицательным опытом, воспоминанием, ощущением. При необходимости смотрим значение слова в словаре русского языка (используем первое или второе значение). Ребенок придумывает сюжет, в котором это слово используется, а вы помогаете. В нашем случае, на картинке справа, взрослый спрашивает двух детей "Кто это сделал?", один из детей отвечает: "Он". Просим ребенка слепить из пластилина сюжет и слово, прорабатываем слово по схеме:
Просим - "Соберись". Далее ребенок, обводя пальцем вокруг своего сюжета, говорит:
"Это слово «он», что означает, кто либо мужского рода".
Просим его мысленно сфотографировать изображение. Закрываем чистым листом бумаги и просим рассказать, что там изображено. Ребенок говорит:
"Там изображено, как взрослый спрашивает детей о том, кто это сделал и один из детей отвечает «он», показывая на другого и слово «он», что означает, кто либо мужского рода".
Просим ребенка записать слово и его значение в тетрадку. Фотографируем пластилиновую модель на телефон, записываем в дневник. Срок жизни модели слова - сутки. Между занятиями слово должно находиться на виду. Прежде, чем сломать, спрашиваем, что оно значит.

Вуаля, ребенок читает это слово без проблем. Лепим следующее слово. Если через некоторое время обнаруживаем, что с проработанным словом снова возникают затруднения - лепим его еще раз, увеличиваем срок жизни до 2-7 дней. Каждый день спрашиваем значение слова. В случае зеркалируемых слов: но-он, то-от, весь-все и т.п. лепим два слова сразу (каждое на своей доске) и так же увеличиваем срок жизни. Если слово не запоминается - меняем сюжет.

В общем случае надо проработать все слова из словаря Дейвиса (их около 300). Не ленитесь, лепите хотя бы одно слово в день. Кроме того, если обнаруживаются проблемные слова не из словаря - лепите их вне очереди. Удачные персонажи не ломайте, а оставляйте для будущих работ. Включайте свою фантазию, делайте интересные, веселые сюжеты.

Осваиваем технику чтения
Если ребенок при чтении пропускает слова, а то и целые строки необходимо поработать над техникой чтения. А именно привить навык переводить взгляд по мере чтения слева - направо, сверху - вниз. Для этого делаем две закладки: одну по ширине текста, другую по высоте страницы. Закрываем текст таким образом, что бы широкая закрывала текст ниже читаемой строки, а узкая - правее читаемого слова. Открываем текст по мере чтения. Читаем то, что задают в школе. За скоростью не гонимся - важно правильное чтение. Мой ребенок читал с закладками в 1.5 раза быстрее, чем без них. Поэтому при проверке скорости чтения в школе настаиваем на использовании закладок.
На просторах и-нета мне встретилась такая идея: если увеличить интервалы между строками, словами и буквами, то это облегчит дислектику освоение чтения. Эта идея не лишена смысла, просто её практическая реализация затруднена. Причиной пропуска строк и слов является дезориентация, следовательно, чем больше интервалы, тем меньше шанс потери. Закладки, по сути, и делают эти самые интервалы, не позволяя ребенку терять место чтения.
Однако, ребенок не мог сам аккуратно двигать закладки. Во время чтения происходила дезориентация, рука вздрагивала, закладки смещались и место чтения терялось. Сидеть у него над душой с двумя закладками было тоже не очень удобно. Поэтому я написал простенькую программку вывода текста на экран монитора. Скачал с и-нета коротенькие рассказы, соответствующие возрасту ребенка, и он с удовольствием их читал. Программка позволяет менять размер и скорость текста, подсчитывает количество слов за минуту. Любители ПК могут взять её здесь (перезалил 22.07.15). Её задача привить навык перевода взгляда, а не научить читать. Используйте её также для оценки техники чтения. В любом случае перед чтением просим - "Соберись".

Наша борьба с "косноязычием"
После прохождения курса коррекции по Дейвису принципиально ничего не изменилось, если не считать, что ребенка научили называть буквы алфавита от А до Я и обратно. Ребёнок читал так же, как и до курса. Я записывал за ребенком проблемные слова, 9 из 10 слов были из словаря Дейвиса. На протяжении месяца мы лепили эти слова, по одному в день. Но ребенок не показывал прогресса. В какой-то момент меня начали посещать смутные сомнения в результативности наших занятий. Но выбора не было, надо было доводить дело до логического конца. Первый результат появился спустя 1,5 месяца ежедневных занятий. Я обнаружил, что только-что слепленное слово уже не доставляет ребенку проблем. А еще через 2 недели скорость чтения буквально удвоилась. Но уверенное чтение длилось не долго... минут пять-семь, ребенок успевал прочитать пару страниц, затем упадок. Но даже эти 5-7 минут повысили успеваемость в школе по устным предметам. Поэтому акцент в занятиях был перенесен на проблемы с правописанием, но работа над чтением продолжалась, хоть она и перешла на второй план.
С наступлением лета занятия прекратились, а осенью так и не возобновились. Мы занимались по методу Дейвиса на протяжении 5 месяцев и могу с уверенностью сказать, что эти пять месяцев сократили двухлетнее отставание моего ребенка.
Спустя 2 года после курса по Дейвису ребенок читает самостоятельно, усваивает школьную программу, техника чтения 80-100 слов в минуту, однако растягивание звуков, неправильное ударение, подмена иногда встречаются.