[На главную] [Освоение символов]

Освоение символов

Определитесь с проблемой, если ребенок не может без запинки назвать буквы алфавита, не может читать, не замечает знаки препинания при чтении, не может писать, не ставит точки и запятые при письме, не может считать, не понимает цифры и математические действия - тогда прежде всего необходимо пройти это упражнение в той части, в которой ребенок испытывает затруднения. Примеры освоения символов и понятий.
Распечатайте алфавит, достаточно крупными буквами, шрифт выберите самый простой, склейте его в одну полоску:
абвгжеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Для целей чистописания распечатайте алфавит из рукописных букв. Прочертите на досках для лепки линии, они помогут ребенку при лепке. При помощи экструдера выдавливаем из пластилина "колбасу" круглого сечения, диаметром 3-5 мм, необходимой длины.

Осваиваем буквы алфавита
На доске ребенок лепит букву алфавита (например а), высотой 5-7см (буквы лепим в одну строку из расчета, что бы все буквы алфавита поместились на 6 досках, т.е. по 6 букв на каждой). Обращайте внимание на состояние ребенка, любые аномалии, как жар, головокружение, трясущиеся руки, зависание - признак проблемной буквы. Возможно ребенок будет стараться избегать этой буквы. Выясняйте в чем причина, какие ассоциации у него с этой буквой, какие образы всплывают в его сознании вместе с этой буквой, какие ощущения он испытывает, возможно какой-то страх или неприятное воспоминание. Таким буквам вам придется уделить больше внимания. Увеличьте размер буквы, слепите в 2, 4, 10 раз больше, попробуйте выводить букву рукой в воздухе, мелом/маркером на доске, палкой на снегу, пальцем на песке, ногой по грязи. Найдите эту букву на вывесках. Прорабатывайте до тех пор, пока буква не перестанет быть проблемной.
Затем буква прорабатывается с ребенком по следующей схеме:
Просим ребенка "Соберись" далее, касаясь буквы пальцем, говорит:
"Это буква «а», ей соответствует звук «а»".
Мысленно "фотографирует" букву. Закрываем букву чистым листом бумаги, просим назвать, что там изображено. Ребенок говорит: "Там изображена буква «а», ей соответствует звук «а»".
Ребенок по памяти записывает букву в тетрадке. Придумывает слова, начинающиеся на эту букву или содержащие эту букву.
Лепит следующую букву, которую прорабатываем аналогично.
После того, как слеплены все буквы алфавита усложняем задание, прорабатываем сразу несколько букв, например «абв». Прорабатываем весь алфавит группами по 3 буквы, затем по 6 букв и т.д. до тех пор, пока не освоит все буквы. Потратьте на это упражнение столько времени сколько потребуется, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок должен уметь назвать не только какая буква следует за любой названной вами, но и какая ей предшествует. Прорабатывайте алфавит сначала по пластилиновым буквам, а затем по памяти. Пройдите это упражнение для прописных и строчных букв. Между занятиями буквы должны находиться на виду. Сфотографируйте алфавит на телефон. Ведите дневник занятий: что лепили и когда. Срок жизни алфавита - пока не сможет назвать по памяти все буквы от «а» до «я» без запинки. Поскольку дислектик запоминает не алфавит, а свои работы, ему не составит особого труда назвать буквы в обратном порядке. В любом случае Глава 31 книги "Дар Дислексии" и форум вам в помощь.

Осваиваем знаки препинания
На доске ребенок лепит знак препинания, например «точка», как на картинке. Знаки прорабатываются так же как и буквы: просим ребенка "Соберись" далее, ребенок обводит пальцем знак и говорит:
"Это «точка», она ставится в конце предложения, на ней при чтении делаем остановку."
Мысленно "фотографирует" знак. Закрываем знак чистым листом бумаги, просим назвать, что там изображено. Ребенок говорит:
"Там изображена точка, она ставится в конце предложения, на ней при чтении делаем остановку."
Записывает знак в тетрадку. Аналогично лепит остальные знаки препинания: [ , ] [ ! ] [ ? ] [ : ] [ ; ]
Меняете формулировку в соответствии со значением знака. Между занятиями знаки должны находиться на виду. Сфотографируйте знак на телефон, запишите в дневник. Срок жизни знака - до следующего занятия. Прежде чем сломать, спросите, что он означает. Если ошибки повторяются - лепите знак еще раз, увеличивайте срок жизни знака, держите его на виду.
Отдельно прорабатывайте знаки для чтения и для чистописания. Не смешивайте их в кучу.
У нас знак «точка» висел на виду месяц, просто не было необходимости в проработке других знаков, и ошибок с «точкой» тоже не было.

Осваиваем цифры
У моего ребенка не было такой проблемы. Методика описана в книге "Дар обучения".
Вот пример проработки цифр в пластилине, присланный мне. Ребенок должен научиться считать, от 1 до 10 и обратно.