[На главную] [Набор навыков]

Набор навыков

Это базовый набор навыков, которые используются на всех занятиях по методу Дейвиса. Первые четыре навыка достаточно простые и понятные. Пятый навык, хоть и кажется мутным на первый взгляд, на самом деле не представляет проблемы. Обязательно дайте его ребенку, он сам найдет ему применение. Последний навык для тех, кто помогает дислектику - не менее важен для достижения результата.

1.Постановка цели.
Дислектик должен понимать, что у него есть проблемы, что их можно решить, что для этого ему нужна помощь и что эти занятия нужны в первую очередь ему самому. Если нет цели, то нет и смысла в занятиях, а следовательно не будет и результата. Время от времени убеждайтесь в наличии цели, особенно во время приступа лени.



2.Мотивация и ответственность.
Нужно научить дислектика верить в свои силы, найти стимулы для регулярных, ежедневных занятий. Успех любого дела зависит от мотивации. Обуславливать занятия развлечениями - плохая мотивация. Читаем главу 7 "Мотивация и ответственность" книги "Дар обучения" и пробуем.







3.Разрядка и настройка.
Нужно научить дислектика отключаться от суеты, сбросить груз забот, расслабиться, начать с чистого листа, для того, чтобы затем сосредоточиться, настроиться на выполнение задания. Таким образом он будет приводить себя в предопределенное состояние, он настроен и сконцентрирован. Каждое занятие должно начинаться с этого упражнения, будь-то в рамках курса по Дейвису или в рамках школьной программы. Это должно войти в привычку. Как образец может быть использована процедура "Разрядка и настройка", описанная в главе 12 книги "Дар обучения". Эта процедура используется лишь на этапе освоения навыка, в дальнейшем ребенок просто вспоминает это состояние.



4.Шкала энергии.
Нужно научить дислектика оценивать уровень заряда своих "батареек" и настраивать уровень энергии в соответствии с ситуацией. По Дейвису шкала десятибальная.

Читаем главу 13 "Шкала энергии" книги "Дар обучения" и пробуем. Эта процедура используется лишь на этапе освоения навыка, в дальнейшем ребенок просто вспоминает это состояние и настраивает свою активность в соответствии с ситуацией. Если ребенок не расположен к занятиям - спросите про уровень его энергии.

Вы не обязаны слепо следовать инструкциям Дейвиса. В этом деле важна не сама шкала, а понимание ребенком необходимости управления своей активностью. Поэтому ваша шкала может быть любой и иметь столько делений, сколько захочет ребенок. Например, 2 года назад моему ребенку давали шкалу энергии, но теперь наша шкала - спидометр, а ребенок выбирает не уровень своей энергии 0-10, а скорость движения 0-100 км/ч.



5.Ориентация.
Дейвис дает понятие "mind's eye" - "умственный глаз", на мой взгляд буквальный перевод не совсем удачный. Я бы сказал мысленная "точка зрения" - та точка, из которой вы представляете положение вещей с закрытыми глазами. В и-нете её еще называют "точкой ориентации". Во всяком случае не режет слух, как "умственный глаз". Во избежание недопонимания, никогда не используйте термин "умственный глаз" в школе.
Необходимо научить дислектика управлять своей мысленной "точкой зрения", по правде говоря он умеет это делать, но делает это неосознанно, подсознательно. Он изучает окружающую действительность путем перемещения своей "точки зрения". Именно поэтому слова и буквы пляшут и переворачиваются. С обратной стороны слова выглядят иначе. При чтении слова «он», дислектик произнесет либо «он», либо «но», в зависимости от того, с какой стороны ребенок последний раз мысленно смотрел на это слово. Управлять "точкой зрения" не трудно, важно приучить ребенка ставить её всегда в одно и то же место. Расположение мысленной "точки зрения" в предопределенном месте означает, что буквы больше не будут плясать и ребенок будет видеть тоже самое, что и вы. Нужное место найти не трудно. В книге "Дар обучения" изложено два метода постановки мысленной "точки зрения". Оба этих метода вкратце изложены здесь и один метод от меня. Выбирайте один из них, но не все сразу. Эти методы используются лишь на этапе освоения навыка, в дальнейшем ребенок просто проверяет местоположение "точки зрения".
Проверять расположение точки зрения дислектик должен перед каждым ответственным заданием, будь-то занятие по Дейвису или контрольная работа в школе. Это должно войти в привычку.



6.Взаимоотношения с дислектиком.
Этот навык вы должны привить себе. Откажитесь от наказаний. Не давите на ребенка. Помните, помощь не может быть насильственной. Научитесь понимать своего ребенка, постарайтесь заинтересовать его, преподносите занятия, как некую игру. Помогайте ему по тем предметам, которые у него не получаются. Из домашнего задания по чтению попросите его прочитать только первый абзац или страницу, остальное читайте вы. Дайте ему почувствовать, что вы его поддержка и опора. Двойка это не его оценка, это ваша оценка. Ребенок не робот и не компьютер, у него должно быть свободное время, у него должно быть время для игр. Планируйте его распорядок дня. Замените строгость на заботу.
Но не позволяйте вить из вас веревки, садиться на шею, эксплуатировать вашу доброту. Найдите баланс интересов. Ведите с ним конструктивный диалог. Станьте его лучшим другом. Не переусердствуйте. Настал такой день, когда мой ребенок заявил: "Не хочу больше быть гением, хочу быть обычным ребенком". Пришлось дать ему такую возможность - один день побыть обычным ребенком - и ослабить "хватку". В итоге, он взвесил все плюсы и минусы и согласился дальше быть гением.
Если ребенок вывел вас из равновесия своими причудами - ни в коем случае не срывайтесь на нем, а лучше сами выполните упражнение 3.




Поскольку вам так или иначе придется напоминать ребенку о необходимости выполнять эти упражнения перед любыми занятиями, в том числе и в школе. Во избежание насмешек или кривотолков договоритесь с ним, что на просьбу "Соберись" ребенок будет выполнять упражнения 3-5. Внешне это может выглядеть так: ребенок делает глубокий вдох-выдох, на мгновение закрывает глаза, что бы настроиться и проверить свою "точку зрения".