[На главную] [Чистописание]

Чистописание

Предполагается, что ребенок знает буквы алфавита и без труда может их назвать от А до Я. Знает как пишутся буквы. Но если у ребенка присутствуют некоторые из проблем: ужасный неразборчевый почерк, делает много помарок, путает буквы, делает нелепые ошиби, пишет как слышит - есть необходимость поработать с чистописанием. Примеры освоения символов и понятий.

Проблемы с почерком несколько сложнее в идентификации, чем с чтением, в том смысле, что у неразборчивого почерка могут быть разные причины. Дейвис описывает 7 причин:

  1. повреждения головного мозга;
  2. физические заболевания и нарушения;
  3. намеренно корявый почерк (видимо о наших врачах речь);
  4. отсутствующее или неадекватное обучение;
  5. дезориентация;
  6. множественные мысленные образы;
  7. неадекватная ориентация от природы.
Дейвис предлагает методы коррекции для 4-7 причин. Подробности можно найти в книге "Дар обучения".
У моего ребенка есть некоторые проблемы с почерком: много помарок, мельчение, буквы разной высоты. Во время лепки слов (а скорее всего некоторых букв) ребенка бросает в жар. Дейвис рекомендует обращать внимание на такие моменты, как: трясущиеся руки, судороги, напряжение, жар; и немедленно прерывать занятие. Будьте внимательны при освоении букв и слов. Очевидно, что это слово, буква или символ являются проблемными для ребенка, их надо выявлять и прорабатывать отдельно. Выясните, что происходит с ребенком при лепке этих слов/букв/символов, какие ассоциации, страхи, переживания, какие образы всплывают в его сознании.

Осваиваем слова
Если ребенок выдает такие шедевры, как: песьмо, палёт, гарячий, трова и т.п. выписываем из школьной тетрадки все слова с ошибками и прорабатываем по следующей схеме, на примере слова «трава»:
Просим ребенка "Соберись", далее он лепит слово, мы контролируем правильность слова в процессе лепки (это важно, нельзя позволять ребенку слепить слово неправильно), если обнаруживаем попытку слепить не ту букву, спрашиваем: "Какую букву хочешь слепить?", если в ответ ребенок называет не ту букву - спрашиваем: "Как можно проверить?" и если буква не проверяемая, объясняем какая буква должна быть. Одновременно следим за его состоянием. После того как слово готово, ребенок, обводя слово пальцем говорит:
"Это слово «трава»". Касаясь каждой буквы пальцем: "т-р-а-в-а, проверочное слово - трáвка".
Акцентируем его внимание на той букве, в которой допустил ошибку. Просим мысленно сфотографировать слово (этот навык надо дать ребенку до начала занятий), закрываем чистым листом, просим назвать слово по буквам, ребенок говорит:
"т-р-а-в-а".
Записывает слово в тетрадку для работ по Дейвису.
Далее, на той же доске лепит следующее слово.
В конце делает работу над ошибками по требованиям школы. Фотографируем слова на телефон, записываем в дневник. Срок жизни слов - до следующего занятия. Между занятиями слова должны быть на виду. Прежде, чем сломать - спрашиваем, как пишутся эти слова.
Если в тетрадке по русскому языку повторилась ошибка (например мой ребенок в одном диктанте написал: трава и трову) - лепим слово еще раз, вместе с ним на доске лепим проверочное слово (если есть) и разные варианты этого слова, например: трава, травка, траву, на траве. Проговариваем каждое слово по буквам. Увеличиваем срок жизни слова.

Осваиваем правила языка
Как ни странно, правила языка тоже можно визуализировать. Само правило берется из учебника, к нему обычно есть некая схема - вот её и лепим. Ребенок, после просьбы "Соберись", обводит рукой свою схему, проговаривает правило так, как оно дано в учебнике. Мысленно фотографирует и повторяет его по памяти. Срок жизни - до следующего занятия. Как обычно лежит на виду. Не забывайте фотографировать работы на телефон и вести дневник. Мы лепили падежи и склонения.
Не удивляйтесь, что ребенок знает правила наизусть, а при письме ими не пользуется - так устроена его голова. По началу он будет вспоминать образы слов, со временем научится пользоваться и правилами.

Наша борьба с "кривописанием"
Все слова, в которых ребенок делал ошибки, мы начали лепить, в тот же день, когда он приносит тетрадку. Лепили основную форму слова, до 8 слов в день. Помимо этого из тетрадок по русскому языку я выписал все его "шедевры" за первое полугодие и в те дни, когда либо не было урока по русскому языку, либо было недостаточно слов для лепки, мы лепили слова за прошедшие полгода и прорабатывали по схеме, изложенной выше. Поскольку лепка занимала больше времени, чем работа над ошибкам по требованиям школы, мы на некоторое время прекратили делать работу над ошибками. Не смотря на возражения учительницы, я настоял на лепке. В качестве подтверждения наших занятий я распечатывал фото наших пластилиновых работ на стикере и прикреплял к тетрадке.
Если слово уже лепили, а в нем снова делалась ошибка, на этом слове останавливались подробнее, лепили основную форму и вариации этого слова. После того, как слепили все слова за первое полугодие, мы вернулись к выполнению работы над ошибками по требованиям школы. Проблемные слова ушли.
Спустя два года после курса по Дейвису, ребенок делает заметно меньше ошибок, но те что делает, на мой взгляд, связаны скорее с СДВ. Однако, новые слова для ребенка, по-прежнему, являются источником новых ошибок. Кроме того, почерк несколько улучшился, но корявость по-прежнему присутствует.

Коррекция почерка
Вероятно вы уже задавались вопросом почему у ребенка такой корявый почерк. Свой вклад в кривизну почерка могут вносить: оптические искажения, ментальные искажения и плохая моторика. Прежде, чем вы займетесь коррекцией почерка убедитесь, что у ребенка нет проблем со зрением, т.е. отсутствуют оптические искажения, что мелкая моторика достаточно развита. По сути, убедитесь, что источник искажений находится в голове ребенка. В 2015 году я опробовал на своем ребенке методику коррекции почерка по Дейвису и пришел к выводу, что начало хорошее, но реализация расчитана на детей не умеющих писать. В моем случае ребенок умеет писать - нужно исправить почерк. Поэтому в методике Дейвиса есть что усовершенствовать. Мне нравится подход Леонида Некина к постановке почерка, но его подход ориентирован на обычных детей. Я намерен совместить идеи Некина с методикой Дейвиса. И возможно, скоро изложу методику Дейвиса-Некина.