[На главную] [Набор навыков] [Постановка точки зрения] [Процедура ориентации]

Процедура ориентации №2
Если вы читаете эту главу, значит, ваш ребенок младше 7 лет или вы определили, что он скорее кинестетик (предпочитает подержать в руках, чем услышать или увидеть), основываясь на «Оценке Способности Восприятия» описанной в главе 8.
Прежде, чем вы начнете, объясните ребенку для чего ему этот навык. Учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка. Имейте в виду, что ребенок, возможно, мыслит не словами, а образами. Значит, ваше объяснение должно быть достаточно лаконичным и образным.
В дополнение, ребенок имеет дефицит внимания и вероятно, может находиться в состоянии внимания очень недолго. Если ваше объяснение длиннее, чем продолжительность состояния внимания у ребенка – ваше объяснение будет просто потеряно. Некоторые дети могут сохранять концентрацию внимания только 5-10 сек. Любое объяснение, которое вы даете, будет по определению длиннее. В таком случае, что бы уложиться в отведенное время, используйте следующую стратегию: Разбейте ваше объяснение на короткие фрагменты. Говорите только несколько секунд, затем спрашивайте ребенка. Ответа «Да» или «Нет» достаточно. Задавайте вопросы так, что бы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Дождитесь ответа и переходите к следующему фрагменту объяснения.
Далее, я изложу пример, как бы я объяснял эту процедуру ребенку семи лет. Это не сценарий, которому вы должны строго следовать, а всего лишь пример, обыграйте его по-своему:

  1. То, чем мы займемся, называется «точка зрения». Ты когда-нибудь слышал такое понятие?
  2. Для тебя - это название упражнения, которое ты можешь использовать, что бы убедиться в том, что твой мозг видит то же, что и твои глаза и слышит то же, что и твои уши. Можешь произнести это – «точка зрения»?
  3. Это действительно важно, особенно в школе, что твой мозг видит и слышит то, что реально происходит, иначе ты будешь делать ошибки. Ты знаешь, что такое ошибка?
  4. Теперь, прежде чем мы начнем, ты должен знать, что ты уже имеешь свою «точку зрения» от природы, она внутри тебя и это часть тебя. Я это знаю потому, что ты можешь со мной разговаривать, иначе ты бы не смог даже научиться говорить. Скажи слово – «абракадабра».
  5. Вот видишь, ты можешь, значит, у тебя есть своя «точка зрения». Ты меня понимаешь?
  6. Но есть маленькая проблемка, иногда твоя «точка зрения» сбивается или теряется не надолго, а ты этого не замечаешь. Бывает такое?
  7. Когда это случается твой мозг не видит и не слышит, что реально происходит. И ты не можешь говорить, так ведь?
  8. Именно поэтому ты делаешь ошибки. Я не думаю, что кому-то нравится делать ошибки. Тебе нравится делать ошибки?
  9. Ты бы хотел уметь проверять свою «точку зрения», что бы больше не делать ошибки?
  10. Если твоей «точке зрения» дать какое-нибудь место, тогда ты сможешь проверять: на месте она или нет. Согласен?
  11. Мы дадим твоей «точке» определенное место, и ты сможешь проверять: на месте она или нет. И если она на месте, ты сможешь сказать ошибкам «Нет». Договорились?
  12. Начнем?
Вы можете продолжить только, если получили утвердительный ответ на последний вопрос. Если ответ «Нет» либо проблема с мотивацией (см. главу 7 "Мотивация и ответственность") либо ребенок не понял вашего объяснения.

Процедура настройки точки зрения
Прежде чем вы начнете процедуру настройки, выполните процедуру «Разрядка и настройка». По сути это та же самая процедура, используемая в главе 9 «Рекомендации по ориентации», но в слегка облегченной форме. Процедуры «Разрядка» и «Настройка» даны в виде сценария, таким образом, вы можете просто читать их вслух своему ребенку. Имейте в виду, что время концентрации внимания у ребенка ограничено, только в данном случае ответы, которые вы ожидаете, будут невербальными.

Процедура «Разрядка и настройка»

  1. Прими удобное положение – настолько удобное, насколько сможешь. (Речь идет о положении сидя на стуле, об этом нигде явно не сказано, но следует из контекста).
  2. Расслабь пальцы рук так, что бы они были не сжаты и не выпрямлены, просто приняли свободное положение.
  3. Сожми кулак – не очень сильно. Просто прижми пальцы к ладони. Теперь подумай «открытая рука», но вместо того, чтобы открыть руку, сожми кулак сильнее. Опять подумай «открытая рука» и сожми кулак еще сильнее.
  4. Снова подумай «открытая рука» и очень сильно сожми кулак, очень, очень сильно; сожми так, чтобы почувствовать мышцы до самого локтя.
  5. Теперь, не думая «открытая рука», просто сделай разрядку для руки. Отпусти всю руку. Пусть пальцы возвратятся в свое естественное положение. Примечание: Размеренность предыдущих шагов важно. Проходите их достаточно медленно, что бы ребенок получил ощущение напряжения, но не настолько медленно, что бы он почувствовал усталость.
  6. Прислушайся к ощущению, которое идет по руке, по кисти и до самых кончиков пальцев. Это ощущение есть ощущение разрядки. Когда употребляется слово «разрядка», имеется в виду именно это ощущение.
  7. Ощущение разрядки – это такое же ощущение, какое испытываешь при вздохе. (Продемонстрируйте вздох, что бы ребенок услышал его).
  8. Сделай вдох. Задержи дыхание на одну-две секунды. Затем сильно выдохни воздух через рот, так чтобы из носа и из горла вышел звук «хннн».
  9. Неглубокий вздох создаст ощущение разрядки в верхней части грудной клетки. Большой глубокий вздох может дать это ощущение по всему телу до кончиков пальцев на руках и ногах. Глубоко вздохни, почувствуй разрядку по всему телу. Теперь задержи это ощущение; пусть это ощущение останется в твоем теле.
  10. Закрой глаза. Почувствуй пальцы ног, найди их положение и почувствуй их изнутри.
  11. Сохрани ощущения своих пальцев ног. Почувствуй пальцы рук, найди их положение и почувствуй их изнутри.
  12. Теперь вместе с пальцами ног ощути лодыжки, а с пальцами рук – запястья.
  13. Продолжай дальше, ощути колени и локти.
  14. Ощути бедра и плечи.
  15. Теперь ощути все свое тело, вплоть до шеи.
  16. Теперь, через шею ощути свою голову, всю до кончиков волос, включая уши.
  17. Теперь глубоко вздохни и заполни свое тело полностью ощущением разрядки, вплоть до кончиков пальцев.
  18. Пусть эти ощущения остаются в твоем теле, и когда тебе будет удобно – открой глаза.

Настройка «точки зрения»

  1. Закрой глаза. Чувство разрядки все еще должно быть в твоем теле.
  2. Не двигаясь, представь, что ты встаешь. Представь те ощущения, которые ты испытываешь, когда встаешь со стула.
  3. Теперь представь, что ты обходишь стул и встаешь у себя за спиной.

  4. Почувствуй, что ты стоишь прямо у себя за спиной.
  5. Протяни воображаемые руки и положи себе на плечи. (На плечи тела сидящего на стуле).
  6. Почувствуй воображаемыми руками свои реальные плечи и почувствуй своими реальными плечами воображаемые руки.

  7. Открой воображаемые глаза и взгляни на себя, сидящего на стуле. Ты должен увидеть макушку своей головы.

  8. Закрой воображаемые глаза и сохрани ощущение воображаемых рук на своих плечах.
  9. Открой глаза. Сохраняя ощущение воображаемых рук на своих плечах, посмотри вокруг себя. Смотри на вещи своими глазами.

Точная настройка
Как только ребенок выполнил настройку «точки зрения» вы можете перейти к упражнению точной настройки. Опишу, как он будет проверять и настраивать ориентацию в будущем, когда почувствует необходимость.

  1. Встань, сохраняя ощущение воображаемых рук на своих плечах, в стороне от столов и стульев.
  2. Подними одну ногу и удерживай равновесие, стоя на другой. Пусть воображаемые руки помогают тебе поддерживать равновесие. Если ты теряешь равновесие, слегка подвинь тело с воображаемыми руками в противоположную сторону. Постарайся найти идеальное равновесие.

  3. Когда ты нашел идеальное равновесие, сожми воображаемые локти так, что бы воображаемое тело находилось всегда в одном и том же положении, когда воображаемые руки у тебя на плечах.
  4. Теперь ты можешь ходить по комнате, сохраняя ощущение воображаемых рук на своих плечах.
  5. Каждый раз, когда ты хочешь или есть необходимость, ты можешь настроиться, представив ощущение воображаемых рук на своих плечах.
В этом месте ребенок может перенастроить свою «точку зрения», если есть необходимость. По началу вы можете напоминать ему про ориентацию, пока выполняете работу над ошибками. Каждый раз, когда случается ошибка или вы видите состояние дезориентации, просто спросите: «Как твоя «точка зрения»?» или скажите: «Проверь свою «точку», почувствуй воображаемые руки на своих плечах».