[На главную] [Набор навыков] [Постановка точки зрения]

Постановка точки зрения

Моему ребенку «точка зрения» была поставлена на курсах по Дейвису и проверить некоторые аспекты на практике я уже не мог. Однако спустя два года ребенок полностью забыл эти навыки и у меня есть возможность пройти всю методику самостоятельно от начала и до конца. К счастью ребенок усваивает школьную программу, из методики Дейвиса мы используем только лепку, и то по мере необходимости.

Прежде всего, постарайтесь сами понять, что такое «мысленная точка зрения». Сядьте удобно, осмотритесь по сторонам и запомните положение вещей. Закройте глаза и представьте положение вещей так, как вы их только что видели. Теперь мысленно перенеситесь к окну и представьте положение вещей так, как если бы вы стояли у окна. Теперь от двери... Получается? Попробуйте представить, мысленно глядя от окна, то место где вы сидите... Вас там нет, не так ли? Заставьте свое воображение представить там хоть какое-то тело и попытайтесь разглядеть лицо... Я не могу, вероятно и вы не сможете, а мой ребенок может, я полагаю, любой дислектик может. Но то, что вы можете мысленно представлять положение вещей из разных точек - это факт. Это и есть способность мысленно перемещать «точку зрения».

Теперь попросите ребенка встать на одну ногу и удерживать равновесие так долго, сколько сможет... Получается? Тогда попросите удерживать равновесие стоя на одной ноге с закрытыми глазами... Сложнее? Просто сделайте несколько попыток и запомните сколько времени ребенок держит равновесие. По логике вещей способность удерживать равновесие должна улучшиться после фиксации точки зрения.

Дейвис описывает два метода постановки «точки зрения».

  • Метод №1, называемый Дейвисом "Процедура ориентации" предполагает нахождение точки пересечения трех прямых, называемых Дейвисом якорные линии и предназначен для дислектиков-визуалистов любого возраста. К сожалению этот метод не имеет ничего общего с геометрией. И из описания можно понять только то, что «точка зрения» должна находиться где-то на оси симметрии, позади и выше макушки на 15-25 см. Вероятнее всего методисты центра Дейвиса просто знают её приблизительное место, а все эти рисунки только для того, что бы объяснить ребенку, что у него где-то над головой и чуть позади будет находиться некая точка. Внимательно читаем книгу "Дар дислексии" и если все понятно пробуем этот метод.

  • Метод №2, называемый Дейвисом "Процедура регулировки", более простой и понятный. Однако Дейвис рекомендует применять его в возрасте до 7 лет или если ребенок кинестетик. С другой стороны, Дейвис пишет, что дети до 7 лет еще не понимают, что такое дезориентация.
    Моему ребенку 10 и ему поставили «точку» по первому методу. Я попробовал на нем второй метод и положения «точек» со слов ребенка совпали. Могу предположить, что второй метод так же можно использовать в любом возрасте.
    Что бы не быть голословным читаем главу 12 "Процедура ориентации" книги "Дар обучения".
    Другими словами, в состоянии дезориентации ребенок должен смотреть на мир глазами воображаемого ребенка, стоящего у него за спиной. Глаза воображаемого ребенка и есть положение «точки зрения». Расстояние от воображаемых глаз до реальной макушки те же 15-25 см. Пытливый ум заметит, что разница между положениями сидя и стоя зависит от высоты стула и роста ребенка. Однако, рост воображаемого ребенка измерить невозможно, следовательно глаза воображаемого ребенка могут находиться на одном и том же уровне, независимо от роста. После постановки «точки зрения» предполагается её точная настройка. Настройка принципиально отличается от метода №1. Из общения с мамой ребенка, для ориентации которого применялся метод №2, выяснилось, что ребенок не может показать пальцем местоположение точки зрения, поскольку оно совпадает с глазами воображаемого ребенка. По логике вещей дислектику не должно составить труда показать местоположение носа воображаемого ребенка, однако её ребенок отказался и от этого. Возможно частный случай, возможно закономерность.

  • Метод №3, мой собственный. Положите ребенку на ладонь какую либо игрушку, попросите посмотреть на неё внимательно, затем закрыть глаза. Попросите его представить эту игрушку и описать её, спросите, где находится та точка, из которой он видит игрушку (ответ: где-то внутри головы). Уберите игрушку с ладони, а ему скажите, что бы стер или выбросил из своего воображения. Поинтересуйтесь, что он видит теперь. (Мой говорит, что видит пустой экран). Скажите ему, что кладете на руку воображаемую игрушку. Попросите её описать, опять спросите про местоположение «точки зрения». Возьмите его другую руку в свою и поднесите к его голове, как можно ближе к той точке, из которой он видит игрушку. Постучите пальцем по кончику указательного пальца и попросите перенести «точку зрения» на кончик указательного пальца руки. Переместите его руку с указательным пальцем так, что бы палец указывал на игрушку сбоку, попросите описать, как выглядит игрушка (должен рассказать, как будто смотрит на неё сбоку), перенесите указательный палец под ту руку, на которой лежит воображаемая игрушка, попросите рассказать, что видит, как выглядит игрушка (должен рассказать, как будто смотрит на неё снизу). Направьте указательный палец ему на лицо, но не говорите, что направили на лицо, спросите, что он видит (скорее всего себя с закрытыми глазами). Попросите ребенка поднять прямую руку над головой и отвести её назад насколько это возможно, указательным пальцем показать на макушку головы. Спросите, что он видит (должен видеть макушку головы). Помогите ему держать руку, она быстро устает. Конец указательного пальца расположен в том месте, куда нужно ставить «точку зрения». Назовите это место, например «точка ориентации» и попросите отцепить «точку зрения» от указательного пальца. Опустите руку, спросите, что он видит (должен по прежнему видеть свою макушку). Скажите ему, что теперь его «точка зрения» находится в «точке ориентации», что он всегда должен проверять её, на месте ли она.

    Ведите с ребенком диалог, объясняйте, что вы хотите, что бы он сделал. Спрашивайте, проверяйте его, постарайтесь формулировать вопросы так, что бы ребенок не просчитывал правильные ответы, а говорил то, что он чувствует, ощущает, представляет. Если описание предмета ребенком совпадает с вашим представлением, значит он понимает, что вы от него хотите и все выполняет. После этого уже пробуйте ставить «точку зрения». Если жалуется на тошноту, головокружение, головную боль или еще что-то неприятное - прекращайте занятие. Лучше продолжить на следующий день, вас никто не торопит.

    Я играл с ребенком в перемещение «точки зрения» до курса по Дейвису. У меня не вызвало это каких либо затруднений. Вероятно у дислектиков это врожденный навык. Однако, я полагаю постановка «точки зрения» это дело не одного дня. По моему мнению её нужно ставить каждый день на протяжении 3-5 дней, постепенно сокращая последовательность действий. В конечном итоге ребенок должен научиться по вашей просьбе мысленно переноситься в эту точку. Вообще, у меня сложилось ощущение, что у «точки зрения» нет конкретного положения. Просто ребенок знает, что она где-то над макушкой и всё. Я попросил сына показать, где у него находится точка, поставленная ему по программе Дейвиса. Он показал пальцем в 10 см от макушки, тогда я передвинул его руку левее, он поправил меня, правее - опять поправил. Я отодвинул его руку от головы, вдоль линии соединяющей макушку и его палец, он сказал, что точка именно там. Отодвинул еще дальше - он согласился, что точка там. Следовательно, нет никакого точного места положения у «точки зрения». Надо просто приучить ребенка мысленно смотреть на вещи из одной и той же точки.

    По логике вещей, что бы увидеть слово зеркально нужно мысленно взглянуть на него с обратной стороны, т.е. перенести «точку зрения» за слово. Поэтому, что бы не видеть зеркальное отображение слов, достаточно удерживать «точку зрения» внутри головы. Однако нахождение «точки зрения» внутри головы, по мнению Дейвиса, активизирует отделы головного мозга с недостатком нейронных связей, а это в свою очередь приводит к искажению восприятия, поэтому Дейвис рекомендует располагать «точку зрения» вне головы, на оси симметрии, чуть выше и позади себя. Дейвис пишет, что дислектик сам найдет ей нужное положение, надо только подсказать ему где искать.

    После этого ребенок должен более уверенно удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Сравните с результатами, полученными вначале.

    Дейвис не дает вразумительного, научно-обоснованного, объяснения местоположения мысленной точки зрения вне головы. На мой вопрос на форуме центра Дейвиса получен неубедительный ответ. Перевод дискуссии здесь. Имея положительные результаты от использования методики Дейвиса и отвергая магию и чудеса, я задался целью выяснить "Почему мысленная точка зрения у дислектиков должна располагаться вне головы, позади и выше неё". Здесь мой ответ на этот вопрос.