[На главную] [Набор навыков] [Мотивация и ответственность]

Мотивация и ответственность

Это два ключевых фактора, на которые вы должны обратить внимание, прежде чем займетесь коррекцией проблем с обучением. Есть одна простая истина, которую нельзя не заметить: потенциалом для коррекции проблем с обучением обладает только человек, имеющий эти проблемы. Ваша роль, как помощника или наставника, только содействовать другому человеку в его усилиях. Вы не можете сделать эти усилия за него или для него.
Набор инструментов, описанный в этой книге, будет работать, только если вы готовы приложить совместные усилия с вашим учеником. Если у него нет искреннего желания что-либо изменить, ваши шансы добиться успеха в коррекции его проблем очень слабые. Если у него нет мотивации, вы только зря потратите время, пытаясь изменить его. Мотивация ученика – самый важный шаг во всем процессе.
Ответственность – ключ к успеху в процессе коррекции. Под ответственностью я не имею в виду бремя, долг или обязательство. Суть ответственности – способность, готовность чем-то управлять. Ответственность может существовать только когда человек способен и готов стать причиной к желаемым изменениям и предотвратить не желаемые изменения. Если кто-либо способен, но не готов – он не может быть ответственным. Когда мы серьёзно нарушаем эту простую концепцию, может произойти эмоциональный или психологический срыв. Если вы хотите ощутить себя душевнобольным – попытайтесь стать ответственным за что-нибудь вам не подвластное. Чувство разочарования и вины – продукт нарушения ответственности. В таком случае человеку, с которым вы работаете должна быть дана ответственность и он должен принять эту ответственность за исправление своих собственных проблем с обучением. Поначалу ваш ученик не будет иметь знаний и навыков в этом вопросе. Ваша первая задача подготовить его стать ответственным. Затем вы поможете ему получить знания и навыки необходимые для исправления проблем с обучением.
Эта книга описывает в деталях, что и как делать. Поскольку вы помогаете вашему ученику, осуществляйте полученные знания на практике. Делая маленькие практические шаги, используя полученные знания, его навыки будут развиваться естественным образом. Ваша задача оказывать ему помощь, давая ему указания и инструменты, которые позволят ему получить требуемые навыки и знания.

Ваша ответственность

Ваша роль, как помощника, имеет свою собственную ответственность. Вы должны уметь читать и следовать указаниям. Вы должны быть готовы помогать ученику в выполнении данных ему инструкций. Вы также должны давать ему инструкции не посягая на его ответственность.
Самое главное, ваша задача убедиться, что ученик мотивирован на устранение своих проблем. Если ученик не мотивирован надлежащим образом или не готов быть ответственным, в первую очередь вы должны помочь ему с мотивацией и тогда он сможет принять на себя ответственность за необходимые изменения для достижения успеха. Готовность ученика нести ответственность может быть самым большим достижением для вас обоих. После этого должно быть сравнительно легко помочь ученику в получении им требуемых способностей.
В этом стремлении три аспекта для мотивации. Первый – осведомленность, что проблема существует. Второй – должно быть желание для устранения проблемы. Третий – должна быть готовность и приверженность приложить усилия, время и энергию необходимые для устранения проблемы. Если любой из этих трех факторов отсутствует или недостаточно уверенный - ваши шансы на успех почти равны нулю.
Родителям в этом деле нет никаких поблажек, потому что роль помощника это не роль родителя. Это роль ассистента, тренера, руководителя и наставника. Пока вы делаете эти упражнения, ваш ребенок должен стать учеником. Если ребенок недостаточно мотивирован, вы не можете настаивать, что бы он следовал вашим инструкциям. Вы можете заставить ребенка сделать то, что вы хотите, но он не получит от этого никакой реальной выгоды. Очень часто, особенно с младшими детьми, родители более осведомлены о проблеме, чем дети. Ваш ребенок не может разделить с вами мотивацию. Каждый из вас должен иметь свою собственную.

Вопросы к себе

Если вы родитель, прежде всего, вы, должны рассмотреть свою собственную мотивацию быть помощником. Если у вас есть ясное представление по адаптации этого метода – вперед. Если ответ на любой из этих вопросов не уверенный, рекомендуем обратиться к кому-нибудь еще, кто готов стать помощником или обратиться за профессиональной помощью. Свяжитесь с ближайшим центром Дейвиса. Все сертифицированные центры Дейвиса вы можете найти на www.dyslexia.com

Будьте открытым и честным со своим учеником

В течение многих лет, проводя отбор детей для программы по Дейвису, некоторые родители просили меня не использовать слово «дислексия» при детях. Эти родители пытались защитить эмоции своих детей от реальности проблемы. Они не хотели, что бы их дети страдали.
Это можно понять, но, по моему мнению, это худшее, что эти родители могли сделать для своих детей. Эти родители давали своим детям неточное представление о реальности. Это может только вынудить детей неправильно интерпретировать их собственное бытие. Это также может заронить зерно дополнительного эмоционального и психологического нарушения в будущем. Защита детей таким образом, означает узнать безумие на практике. В конечном итоге ребенок познает правду, но к тому времени его реакция будет не рациональной. Эти ситуации всегда разбивают мне сердце, потому что будет экстремально трудно, а иногда и невозможно, найти путь к мотивации такого ребенка, от которого скрыли правду. Я был вынужден отказываться работать с некоторыми из таких детей и отправлять их с нерешенными проблемами. Я мог бы им помочь, если бы ребенок знал, что моя помощь ему нужна. Но это бы потребовало, что бы я открыто обсудил с ним его потребности и необходимость в помощи ему.
Чем больше человек осведомлен о проблеме, тем легче найти путь к его мотивации для решения проблемы. Обратное тоже верно. Если человек не знает об имеющейся проблеме, найти путь для мотивации может оказаться невозможно. Нетрудно найти вход в большинстве трудных случаев, если вы будете следовать этим шагам:
  1. Убедитесь, что ребенок осознает, что проблема существует.
  2. Убедитесь, что ребенок хочет решить эту проблему.
  3. Возьмите с ребенка обещание потратить время и усилия на решение проблемы.
Это три шага мотивации. Все люди разные и желания к переменам могут отличаться, но некоторые факторы будут у всех одинаковые. Для мотивации кого-нибудь сделать что-нибудь, нам нужно направить внимание и энергию в нужном направлении и стремиться получить то, что мы можем получить.

Что говорить

  1. Спросите есть ли проблема и получите от ученика согласие, что проблема есть. Здесь вы сконцентрируетесь на том, чем является проблема с точки зрения ученика. Ученик должен раскрыть вам некоторые негативные ощущения от имеющейся проблемы. Возможно, она воспринимается или выражается учеником не так, как вы ожидали. Возможно, она выражается как косвенный результат неспособности к обучению наблюдаемый родителями или учителями. В любом случае проблема есть, и она должна вызывать негативные ощущения.
  2. Спросите ученика, хотел бы он, что бы эта проблема ушла. Задавая этот вопрос, вы в действительности просите ученика представить отсутствие этой проблемы и представить ощущения от её отсутствия. Разница в ощущениях между наличием проблемы и её отсутствием создаст чувство, питающее мотивацию ученика. Как только такое чувство возникло, вы можете предложить ученику решение его проблемы.
  3. Предложите ученику свою помощь и получите его согласие на выполнение некоторых действий для решения проблемы. Ученик должен согласиться потратить время и усилия, требующиеся для устранения проблемы. Типовая стратегия, которую мы используем по программе Дейвиса:

СДВ и СДВГ мотивация

Эти проблемы с обучением представляют собой гораздо большую проблему, чем проблемы с чтением, математикой, чистописанием. С одной стороны, ученик с СДВ кажется младше или эмоционально менее зрелым, чем ученики с другими проблемами. Сама природа СДВ может сдерживать способность ребенка воспринимать наличие проблемы. Во всяком случае, он может рассматривать это как проблему других людей по отношению к нему, а не как его собственную проблему.
Таким образом, в поиске пути для мотивации ребенка с СДВ вы не можете обратить его внимание непосредственно на само состояние. Вы должны иметь в виду, что умозаключение, вероятно, не присуще мыслительному процессу ребенка, поэтому с логикой причины и следствия вы не продвинетесь очень далеко.
Вам нужно найти нечто, что ребенок хочет, но не имеет. Он еще не в состоянии понять, что СДВ мешает ему получить это. На протяжении многих лет мы обнаружили, что большинство детей с СДВ осознают одно базовое обстоятельство: Другие люди их не любят. Многие дети даже думают, что их не любят собственные родители и братья/сестры. Они очень четко осознают, что у них мало настоящих друзей или нет вообще. Мы обнаружили, что большинство из них действительно хотят иметь, по крайней мере, одного друга. Они хотят, что бы кто-нибудь их любил. Поэтому мы часто играем на желании дружить, что бы достичь взаимодействия с ребенком и затем построить мотивацию.
Вместо того, что бы спрашивать: «Ты знаешь, что у тебя есть проблема?» мы спрашиваем: «Ты бы хотел, что бы тебя любили?» или «Ты бы хотел иметь друзей?». Иногда мы идем на крайности и спрашиваем: «Ты хочешь быть моим любимцем? Ты бы хотел, что бы я стал твоим другом?».
Эта стратегия открывает дверь к следующему высказыванию: «Я думаю, я могу помочь тебе. Хочешь попробовать?» Как только ребенок говорит «Да», вы получаете его желание взаимодействовать с вами.
Стратегия мотивации «Хочешь быть любимчиком?» работает не во всех случаях. Если она не работает на вашем ученике, постарайтесь найти то, что он действительно хочет, тот «пряник» на котором вы сможете построить мотивацию. Как только ребенок поверит, что вы можете дать ему то, что он хочет, вы на пути помочь ему в этом.

Мотивация в изучении математики

Если ученик не мотивирован к изучению математики, ни одна, даже самая лучшая методика обучения не будет работать. Я скажу, что я обычно делаю, но т.к. вы более меня знакомы с вашим ребенком, адаптируйте эти слова к ситуации.
Наставник: Я предполагаю, что у тебя есть проблемы с математикой. Это правда?
Ученик: Я делаю много ошибок. Я не понимаю учителя. (Это утвердительный ответ)
Наставник: Ты бы хотел узнать, как справиться с этими проблемами?
Ученик: Я пытался, но у меня не получается.
Наставник: Да, но вопрос в другом, ты бы хотел научиться?
Ученик: Да, но это слишком трудно. (Это утвердительный ответ)
Наставник: Если мы с тобой сделаем так, что бы это было легко, ты бы хотел это сделать?
Ученик: Хорошо, но только если это будет легко. (Это утвердительный ответ. Это и есть соглашение между вами и учеником.)

Мотивация в чистописании

Эти проблемы столь разнообразны, что стратегия мотивации может потребовать предварительного обсуждения с учеником прежде, чем вам удастся точно сформулировать его проблему. Например, может ли он читать свои записи в обратную сторону? Есть ли у него проблемы с выполнением ежедневных задач вроде написать записку или составит список покупок? Или он просто рассматривает чистописание скучным и неинтересным. Нервничает ли он, когда выполняет указания учителя?
Как только суть проблемы всплывет на поверхность, задайте ему мотивирующие вопросы. Например:
Наставник: Ты знаешь, что у тебя есть проблема с почерком?
Ученик: Учитель говорит, что есть.
Наставник: Значит, учитель знает о твоей проблеме. А ты знаешь о ней?
Ученик: Да, у меня не получается писать чисто/красиво/грамотно. (Утвердительный ответ)
Наставник: Хорошо, в этой книге написано, что я могу тебе помочь, показав некоторые хитрости. Они несколько отличаются от того, что тебе дают в школе…
Ученик: Что за хитрости?
Наставник: Прежде всего нам с тобой нужно понять, в чем заключается проблема, и исправить её. Хочешь попробовать?
Ученик: Хорошо. (Утвердительный ответ)

Заключение

За какую бы задачу вы не взялись, продолжайте придерживаться цели, демонстрируйте ученику свои намерения на протяжении курса коррекции. Начинайте ваши утверждения со слов: «Если ты хочешь быть любимчиком…» или «Чтобы сделать математику легкой…». Это будет фокусировать внимание ученика на последующих инструкциях. Это подпитывает стремление достичь цели.
Как только вы получили обещание ученика попробовать исправить проблему, самый первый и самый трудный шаг в процессе коррекции выполнен. Пора решить проблему с использованием соответствующих процедур.