Моему ребенку «точка зрения» была поставлена на курсах по Дейвису и проверить некоторые аспекты на практике я уже не мог. Однако спустя два года ребенок полностью забыл эти навыки и у меня есть возможность пройти всю методику самостоятельно от начала и до конца. К счастью ребенок усваивает школьную программу, из методики Дейвиса мы используем только лепку, и то по мере необходимости.
Прежде всего, постарайтесь сами понять, что такое «мысленная точка зрения». Сядьте удобно, осмотритесь по сторонам и запомните положение вещей. Закройте глаза и представьте положение вещей так, как вы их только что видели. Теперь мысленно перенеситесь к окну и представьте положение вещей так, как если бы вы стояли у окна. Теперь от двери... Получается? Попробуйте представить, мысленно глядя от окна, то место где вы сидите... Вас там нет, не так ли? Заставьте свое воображение представить там хоть какое-то тело и попытайтесь разглядеть лицо... Я не могу, вероятно и вы не сможете, а мой ребенок может, я полагаю, любой дислектик может. Но то, что вы можете мысленно представлять положение вещей из разных точек - это факт. Это и есть способность мысленно перемещать «точку зрения».
Теперь попросите ребенка встать на одну ногу и удерживать равновесие так долго, сколько сможет... Получается? Тогда попросите удерживать равновесие стоя на одной ноге с закрытыми глазами... Сложнее? Просто сделайте несколько попыток и запомните сколько времени ребенок держит равновесие. По логике вещей способность удерживать равновесие должна улучшиться после фиксации точки зрения.
Дейвис описывает два метода постановки «точки зрения».
Ведите с ребенком диалог, объясняйте, что вы хотите, что бы он сделал. Спрашивайте, проверяйте его, постарайтесь формулировать вопросы так, что бы ребенок не просчитывал правильные ответы, а говорил то, что он чувствует, ощущает, представляет. Если описание предмета ребенком совпадает с вашим представлением, значит он понимает, что вы от него хотите и все выполняет. После этого уже пробуйте ставить «точку зрения». Если жалуется на тошноту, головокружение, головную боль или еще что-то неприятное - прекращайте занятие. Лучше продолжить на следующий день, вас никто не торопит.
Я играл с ребенком в перемещение «точки зрения» до курса по Дейвису. У меня не вызвало это каких либо затруднений. Вероятно у дислектиков это врожденный навык. Однако, я полагаю постановка «точки зрения» это дело не одного дня. По моему мнению её нужно ставить каждый день на протяжении 3-5 дней, постепенно сокращая последовательность действий. В конечном итоге ребенок должен научиться по вашей просьбе мысленно переноситься в эту точку. Вообще, у меня сложилось ощущение, что у «точки зрения» нет конкретного положения. Просто ребенок знает, что она где-то над макушкой и всё. Я попросил сына показать, где у него находится точка, поставленная ему по программе Дейвиса. Он показал пальцем в 10 см от макушки, тогда я передвинул его руку левее, он поправил меня, правее - опять поправил. Я отодвинул его руку от головы, вдоль линии соединяющей макушку и его палец, он сказал, что точка именно там. Отодвинул еще дальше - он согласился, что точка там. Следовательно, нет никакого точного места положения у «точки зрения». Надо просто приучить ребенка мысленно смотреть на вещи из одной и той же точки.
По логике вещей, что бы увидеть слово зеркально нужно мысленно взглянуть на него с обратной стороны, т.е. перенести «точку зрения» за слово. Поэтому, что бы не видеть зеркальное отображение слов, достаточно удерживать «точку зрения» внутри головы. Однако нахождение «точки зрения» внутри головы, по мнению Дейвиса, активизирует отделы головного мозга с недостатком нейронных связей, а это в свою очередь приводит к искажению восприятия, поэтому Дейвис рекомендует располагать «точку зрения» вне головы, на оси симметрии, чуть выше и позади себя. Дейвис пишет, что дислектик сам найдет ей нужное положение, надо только подсказать ему где искать.
После этого ребенок должен более уверенно удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Сравните с результатами, полученными вначале.
Дейвис не дает вразумительного, научно-обоснованного, объяснения местоположения мысленной точки зрения вне головы. На мой вопрос на форуме центра Дейвиса получен неубедительный ответ. Перевод дискуссии здесь. Имея положительные результаты от использования методики Дейвиса и отвергая магию и чудеса, я задался целью выяснить "Почему мысленная точка зрения у дислектиков должна располагаться вне головы, позади и выше неё". Здесь мой ответ на этот вопрос.