[На главную] [Что происходит]

Что происходит

Прочитав книгу Дейвиса "Дар Дислексии", я попытался вывести ребенка на откровенный разговор. Моей задачей было узнать, что происходит в его голове при чтении, при этом не дать ему ни малейшей подсказки. Несколько смущаясь ребенок рассказал, что во время чтения наступает такой момент, когда буквы начинают плавать, как на волнах, нечто вроде этого , но иногда бывает и так . Когда мы посмотрели фильм "Звездочки на земле", он сказал, что в его голове бывает и то, что показано в фильме, но не часто. После курса ребенок стал наотрез отказываться от пляшущих букв. Стал говорить, что слова поворачиваются. Для примера я слепил на куске оргстекла слово ОН и попросил его продемонстрировать, что он видит, когда читает. Ребенок рассказал, что незнакомые слова поворачиваются в горизонтальной плоскости, вот так , при этом если слово с обратной стороны по прежнему не понятно, оно поворачивается опять.

Следуя Дейвису обычный человек может иногда попадать в состояние дезориентации, например:

  • покрутитесь несколько оборотов на месте, а затем остановитесь. При этом вам кажется, что окружающая обстановка продолжает движение;
  • вы находитесь в поезде, в это время поезд на соседнем пути начал движение, но вам кажется, что именно ваш поезд поехал.
  • Другой, более наглядный пример, показывающий вашу неспособность при изменении восприятия: Разверните компьютерную мышку кнопками влево или вправо и попробуйте вразумительно управлять курсором на экране монитора... Не получается? А ведь вы не дислектик. Представьте, что происходит с ребенком, когда у него изменяется восприятие несколько раз, пока он читает предложение из трех слов.

    Вряд ли это состояние доставляет вам удовольствие. Дислектик чаще обычного попадает в состояние дезориентации и он привык к этому состоянию. В этом состоянии он исследует окружающую действительность. Он делает это неосознанно, правильнее сказать это делает его мозг, когда сталкивается с неизвестными объектами, но дислектику это не доставляет дискомфорта, напротив он узнает, как мог бы выглядеть тот или иной объект с другой точки зрения. Именно поэтому дислектик вместо слова может видеть или или или . В зависимости от того, как его мозг анализирует это слово - каждую букву по отдельности или все слово целиком (конечно дислектику кажется, что он это видит, ведь в этот момент он находится в состоянии дезориентации не смотря на то, что глаза открыты, он уже не смотрит в книгу, он мысленно анализирует увиденный образ). Чтение для дислектика превращается в разгадывание ребусов. Например: никто из вас точно не знает, какое слово здесь изображено - . Так и дислектик прочитает то, что он увидит последним или то, что ему покажется знакомым или то, что он сочтет логичным. Дислектик, мысленно перебрав все 24 варианта написания букв в слове КТО - , скорее всего прочитает КОТ, это единственная ассоциация в его голове, все остальные комбинации букв для него просто бессмысленный набор символов. Пытливый ум сможет разглядеть слова КТО и ТОК, но с этими словами у дислектика ничего не ассоциируется, как впрочем и вы не в состоянии представить, как выглядят эти КТО и ТОК. Дейвис пишет про 40 вариантов написания букв в слове КТО, но если внимательно посмотреть - у него есть повторы. Обычный человек может делать допущения для неизвестных ему слов и не терять общий смысл предложения. Дислектик же может понять смысл предложения только, если ему понятны все слова, иначе предложение для него превращается в уравнение с несколькими неизвестными и ему приходится додумывать смысл.

    В такой ситуации заставлять дислектика быстрее читать - означает заставлять его быстрее разгадывать ребусы. Вероятнее всего дислектик умеет читать не хуже своих сверстников. Всё дело в "ребусах", они не позволяют ему читать быстрее. Попробуйте сами почитать книгу из ребусов и вы поймете, каких усилий требует чтение даже 40 слов в минуту.

    Во время письма происходит нечто аналогичное. Ребенок начинает мысленно анализировать, то что пишет, в этот момент он не смотрит в тетрадку, а исследует свою писанину в своем воображении. Рука продолжает рисовать линию, но это уже не отображается в его воображении. Прерывается визуальная связь, ребенок рисует закорючку или другую букву. Он этого уже не видит.