[На главную] [Набор навыков] [Шкала энергии]

Шкала энергии

Эта процедура была изначально разработана для людей с СДВГ, гиперактивная форма СДВ. Теперь мы рекомендуем её для всех, кто использует методику, описанную в этой книге, потому что она так же улучшает математические навыки, чистописание, физические и социальные навыки.

Шкала энергии дает вашему ученику средство настройки чувства времени и уровня энергии соответствующие ситуации. Все что мы делаем - устанавливаем воображаемый измеритель энергии, уровень которой ученик может проверять и настраивать по необходимости. Родитель может это делать вместе с ребенком или взрослый может делать вместе с наставником. Вы можете выполнять эту процедуру в любое время после точной настройки точки зрения.

В соответствии со словарем: Шкала – линейка или таблица с отметками и цифрами на отсчётном устройстве измерительного прибора.

Шкала делает две вещи:

Шкала, которую вы дадите вашему ученику, будет помогать ему контролировать скорость изменения событий (время или скорость) и уровень энергии. Она устанавливается, используя воображение и чувства или физические ощущения.

Почему шкала?

Дезориентация является причиной искажения ощущений и изменения химии мозга. (прим. под химией мозга понимается сумма всех химических процессов, происходящих в мозгу, которые обеспечивают жизнедеятельность, позволяют думать, говорить, слушать и т.п.) Случайные изменения химии мозга объясняют многие симптомы и характеристики синдрома дефицита внимания, включая гиперактивность и гипоактивность.

В состоянии ориентации ощущения правильные и это оказывает стабилизирующий эффект на химию мозга. Однако, изменения в мозгу сродни качелям. Требуется время, что бы «качели» успокоились. Потому, что мозг функционировал с другим уровнем химических процессов, так долго, пока было состояние дезориентации, уровень химии мозга может быть выше или ниже нормы. Шкала энергии – это инструмент для ученика, который он может использовать для своей регулировки к норме менее чем за минуту.

Из отчета методистов

Это только пример, насколько эффективной может быть шкала энергии для учеников с СДВ. Это реальный клинический случай изученный Паулой Морехед (Paula Morehead), методистом центра Дейвиса в Бирмингеме, Алабама.

«Я разговаривала с отцом 13-летнего мальчика, который заинтересовался методом Дейвиса. Во время разговора я выяснила, что мальчик принимал риталин последние 6 лет. После такого периода приема мальчик едва мог усидеть на месте без лекарства. Я убедила отца пообщаться с лечащим врачом мальчика на предмет воздержаться от приема лекарства, по крайней мере, в течение 2 недель до курса. Он согласился».

«Когда они пришли на курс, ребенку было трудно усидеть на месте во время первичной консультации. Мы прошли это, и я выяснила, что он действительно хочет научиться читать и прекратить прием лекарств. Он сказал, что ему не нравится ежедневное посещение медкабинета».

«Как только мы закончили процедуру ориентации, я представила ему «Шкалу энергии». Мы долго разговаривали о различных шкалах. Затем мы создали ему шкалу для контроля его уровня энергии вместо приема лекарств. Должна признать, к концу первого дня я не была уверена, что это поможет. Я устала созерцать, как он прыгает вокруг своего места».

«Следующий день был немного лучше. В понедельник он начал читать на уровне первого класса. Мы были вынуждены найти такое место, где ничего не попадало в его поле зрения. Если его что-нибудь отвлекало его, он не мог поддерживать ориентацию, потому, что «вещи двигались по комнате вокруг» и он хотел их разглядеть».

«В среду, после точной настройки ориентации, он стал совсем другим ребенком. Я вытащила «Паутину Шарлотты» и он прочитал две страницы с 2-3 ошибками. Я спросила его про вещи вокруг него, и он сказал: «Вау, теперь я могу читать, и вещи больше не передвигаются по комнате». Он закончил книгу к пятнице».

«В результате оценки скорости чтения, его уровень вырос до уровня 5-го класса. Он был взволнован и был готов пойти осенью в школу. Спустя 4 месяца я связалась с ним, и он сказал, что обходится без лекарств».

Процедура настройки шкалы энергии

Спросите: «Можешь мне рассказать, что такое шкала?»

Если ученик не знает, объясните. Можете даже поэкспериментировать с различными устройствами, имеющими шкалы, и рассказать, что они делают при разных установках. Убедитесь, что ученик понимает, как выглядит шкала и что она предназначена для отображения уровня и для управления уровнем.

Объясните, что вам понадобится, что бы ученик представил шкалу, которая показывает уровень его энергии, и скорость течения его внутреннего времени. Скажите, что они будут совпадать. Если необходимо объясните, что вы понимаете под уровнем энергии.

Скажите: «Представь шкалу, которая показывает твой уровень энергии».

Как только он представил, попросите описать её. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что у него есть четкое представление, яркий ментальный образ. Какого цвета она? Какого размера? Какой формы? Сколько делений? Если количество делений отличается от 10, попросите ученика изменить образ так, что бы было 10 делений.

Скажите: «Размести шкалу, где-нибудь слева или справа от себя, но не прямо перед собой».
Затем скажите: «Положи свою руку в пространстве туда, где находится изображение твоей шкалы».
Спросите: «Если шкала показывает уровень твоей энергии, какой уровень на ней установлен?»

Если уровень установлен на 5 или ниже, скажите: «Установи уровень на 8. Ты чувствуешь заряд энергии? Ты чувствуешь движение холодного воздуха вокруг тебя? Ты чувствуешь себя бодрее? Ты испытываешь тревогу на этом уровне?»

Если уровень установлен выше 5, скажите: «Установи уровень на 3. Ты чувствуешь, как замедляешься? У тебя появляется чувство успокоения? У тебя появляется ощущение теплоты? У тебя появляется чувство расслабленности?»

Вы можете спросить о чем-то другом, что чувствует ученик. Вы хотите привлечь его внимание к происходящим изменениям. Не комментируйте его ответы, независимо от того правильные они или нет. Ученик будет ощущать то, что он ощущает.

Как только ученик заметил некоторые отличия в уровне энергии, попросите его сместить указатель энергии в противоположном направлении (если было 3, попросите сместить указатель на 8, и наоборот). Затем снова задайте те же вопросы.

После того, как ученик опишет изменения, попросите его установить указатель энергии обратно в исходное состояние и снова обратить внимание на изменения. Изменения будут едва различимые потому, что отличия меньше. Но теперь ему должно быть легче уловить эти отличия.

Теперь пора представить идею энергетической шкалы для различной деятельности. Вы можете спросить:

Очень скоро он будет знать ответы на такие вопросы, но вы должны направить его мысли в правильном направлении.

Закончите это упражнение следующими словами:
«Твоя шкала энергии – это твой инструмент. Он принадлежит тебе. Ты можешь использовать его как хочешь. Я предлагаю поэкспериментировать с ним, попробуй разные установки для разной деятельности. Ты сам решишь, что лучше подходит для тебя».

Важно: После того, как энергетическая шкала установлена, и ученик попробовал её в действии, вы не должны просить его об изменении уровня. Это его шкала, под его управлением. Если вы просите его изменить уровень энергии, вы лишаете его ответственности и самоконтроля.

Первое время вы можете напоминать ему про уровень энергии, спрашивая:

Скоро ученик начнет делать необходимую настройку автоматически.

Послесловие

Пойдите на прогулку где много людей. Укажите на кого-нибудь и спросите ученика: «Если бы у того человека была своя энергетическая шкала, какой уровень энергии она бы показывала?» Продолжайте спрашивать ученика про уровень энергии других людей, пока ученик не научится быстро отвечать. Не удивляйтесь если по мнению ученика уровень энергии того или иного человека ниже, чем по вашему мнению, особенно если ваш ученик СДВГ.

Для гиперактивных детей преподнесите следующую истину:
«Другие люди смогут с тобой общаться и ладить, если ты установишь уровень своей энергии на тот же уровень, как и у них. Таким образом, вы будете на одной волне».

Имейте в виду, что эффект от изменения уровня энергии будет более заметен у детей, чем у взрослых. Похоже, чем старше, тем меньше диапазон регулировки. Мой шестой уровень энергии в возрасте 34 года, соответствует уровню 10 в возрасте 60. Я по-прежнему испытываю яркие ощущения, когда устанавливаю свой уровень энергии из 3 в 1.

За многие годы проведения семинаров я встретил всего несколько человек, кто не смог научиться управлять уровнем своей энергии или изменения в их ощущениях были настолько малы, что они не могли их различить. Я полагаю это потому, что они были скептически настроены до начала занятий и потому упустили отличный инструмент. Для всех остальных этот инструмент будет работать.